Лучшие шпаргалки для писателей

Друзья, сегодня я решил перечислить лучшие подсказки и шпаргалки для писателей, которые облегчат творческий процесс и сэкономят вам немало времени.

Я решил разделить статью на 2 части:
В первой я указал шпаргалки в текстовом варианте и разбил их по пунктам для вашего удобства.
А во второй части я перечислил различные подсказки для писателей в формате изображений. При желании вы можете сохранить их на своё устройство.

А также дополнительно к этой записи рекомендую почитать мою статью: Как написать книгу: c чего начать, план.

Теперь давайте приступим!

ЛУЧШИЕ ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

Шпаргалки для писателей

Общая

Здесь я хочу дать схему, благодаря которой можно описать общие детали романа:

  • укажите, в каком мире происходят события (если это фэнтези) — какой там политический режим, как устроена экономика, какие города/страны есть в этом мире и так далее;
  • как измеряется время — разделяется ли оно на отрезки (дни, месяцы, годы);
  • какие расы/национальности обитают в этом мире, и каких религий они придерживаются;
  • какие профессии здесь популярны, и чем жители расплачиваются за товары/услуги (название валюты/бартер).

Глобальные детали можно перечислять до бесконечности, я лишь постарался выделить основные моменты, чтобы вы могли развивать идею дальше.

Личностная

  • имя/возраст/пол/раса/национальность/внешность каждого ключевого персонажа + особенности характера и основные моменты из биографии;
  • для эпизодических персонажей нужно указать хотя бы несколько важных фактов из биографии, и описать внешность;
  • какую роль выполняет каждый персонаж, и как это влияет на развитие сюжета;
  • прочие важные детали, связанные с героями произведения.

Сюжетная

  • Экспозиция (здесь автор «знакомит» читателя с персонажами, а также описывает время, место действия и прочие детали, чтобы подготовить читателя к дальнейшему развитию событий);
  • Предзнаменование (намёки на то, что обстановка скоро начнёт ухудшаться);
  • Завязка (событие, из-за которого обостряется, либо возникает конфликт);
  • Нарастание (развитие конфликта до достижения наивысшей точки напряжения);
  • Кульминация (переломный момент, когда возникает максимальное напряжение в произведении);
  • Развязка (заключительная часть, где происходит разрешение конфликта).

Последовательная

  • общее описание событий в произведении (хронологическое), и деление этих событий на главы;
  • деление глав на эпизоды (уже с более подробным описанием того, что будет там происходить + какие персонажи будут задействованы в том или ином эпизоде);
  • деление эпизодов на сцены, с подробным описанием всех событий, которые будут происходить + какие персонажи будут задействованы в той или иной сцене + прочие важные детали;
  • внесение корректировок (если надо).

 

Дополнительно: Способы повествования

В качестве бонуса я решил дать вам ещё две шпаргалки для писателей. Начнём с типов повествования в художественной литературе:

От первого лица:

Когда ведётся повествование от 1-го лица, то нужно, чтобы рассказчик параллельно являлся ещё и героем произведения. Таким образом повествователь и описывает сюжет, используя местоимение «я», либо «мы».

Зачастую писатели используют этот вид повествования, чтобы передать через персонажа собственные чувства, мысли и переживания. Сюжет обычно вращается вокруг автора-главного персонажа, позволяя читателям узнать, что творится в душе у героя.

Пример повествования от первого лица:

— Брагин, что тут происходит? — сказал мне подошедший глава нашей школы. — Ребята пристают к тебе?

«Что ему ответить? — подумал я. — Скажу правду, и меня все стукачом считать будут. А если совру, что всё нормально, то до самого окончания школы придётся терпеть эти издевательства. Ситуация в любом случае проигрышная!»

(из моего рассказа «Не такой»).

Многие начинающие писатели «творят» от первого лица. Казалось бы, что так намного проще, верно? Да вот не всегда — создать крупное произведение от 1-го лица достаточно сложно. А всё потому, что невозможно оказаться в том месте, где нет героя-рассказчика. Соответственно, он упустит все события, которые лично не застал.

Вот вам пример: рассказчица — мать. Её пятнадцатилетняя дочка пошла на вечеринку и познакомилась там с местным донжуаном. И если автору важно передать сцену знакомства для дальнейшего развития сюжета, то это будет проблематично, ведь мать не была на этой вечеринке. Конечно, есть решение: дочка может сама ей всё рассказать потом. Но, а что, если они в плохих отношениях? Как тогда «заставить» дочь этим поделиться?

В общем, начинающему автору придётся постараться. Но всё приходит с опытом. Двигаемся дальше.

От второго лица:

Редкий тип повествования. Автор использует местоимение «ты», обращаясь к главному персонажу. Это нужно для того, чтобы читатель мог максимально сопоставить себя с героем произведения.

Пример повествования от второго лица:

Как тебя сюда занесло? Приволок тебя сюда, в этот кабак, Тэд Аллагэш, твой друг, а сам потом смылся. Вот Тэд как раз из тех, кому в самый раз встречать рассвет в подобном месте. Быть может, он лучшая половина твоего «я», а может — худшая. Непонятно, одним словом, какая именно. Вот, например, вчера вечером тебе было совершенно ясно, что он твоя лучшая половина. Вы начали на Верхнем Ист-сайде (шампанское плюс неограниченные перспективы) и двинулись дальше, строго соблюдая главное правило Тэда Аллагэша: каждая остановка — выпивка.

(Джей МакИнерни: «Яркие огни, большой город»).

От третьего лица:

Этот способ повествования очень популярен, потому что даёт писателю «простор для разгула фантазии».

В данном случае автор обращается ко всем героям, используя местоимения «он», «она», «они». А роль рассказчика выполняет «невовлечённое существо», которое не является героем произведения.

Существует несколько видов повествования от 3-го лица: например, когда дополнительно описываются эмоции и мысли главного персонажа, либо, наоборот, — только слова и действия. А также невовлечённый рассказчик может иметь как ограниченные знания (которые он получает, например, находясь «рядом» с главным героем), так и наоборот, может быстро перемещаться в любое место и знать абсолютно всё (обо всех персонажах, событиях и т. д.).

Пример повествования от третьего лица:

— Сволочь, как ты мог?!

Таня размахнулась и изо всех сил ударила Колю рукой по голове. В её глазах читалась ненависть.

— Ты с ума сошла?! — вскрикнул Коля, прикрывая лицо.

— Ты ещё пожалеешь об этом, скотина!

— Хватит, Таня, мне же больно!

Таня резко опустила руки и замерла. Вся злость была выпущена, но чувство обиды до сих пор мучило её. Она присела на кровать и начала всхлипывать.

«И вот я снова осталась одна, — подумала Таня. — Опять я наткнулась на предателя».

(из моего рассказа «Отвергнутая»).

Итак, я перечислил основные типы повествования. Существуют и другие, более редкие случаи, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.

 

Дополнительно: Стилистика

В качестве ещё одной подсказки для писателей выступит этот подраздел о стилистике.

Когда мы создаём художественное произведение, мы всегда хотим, чтобы читатель «прочувствовал» всё то, что мы хотим ему показать — чтобы он увидел те образы, которые мы сами видим. Однако мы можем орудовать только словами, а не «живыми красками». К счастью, при умелом использовании, художественный стиль позволяет превратить слова в эти желанные образы.

Но зачастую начинающие писатели всё же допускают стилистические ошибки. Давайте разберём несколько примеров:

1. Речевые штампы (клише)

Штампы — это выражения, которые когда-то были яркими, но со временем превратились в избитые фразы.
Например: «подложить свинью», «вывести на чистую воду», «ни стыда ни совести» и так далее.

2. Плеоназмы

Плеоназм — это сочетание близких по значению слов, вызывающих смысловую избыточность.
Например: «ценные сокровища», «утренний рассвет», «памятный сувенир».

3. Тавтология

Тавтология — необоснованное повторение одних и тех же (либо однокоренных), или близких по смыслу слов. Проще говоря, это излишний плеоназм.
Например: «случился случай», «масло масляное», «спросить вопрос».

4. Неблагозвучие

Старайтесь избегать неблагозвучие — негармоничное сочетание звуков (например, сплетение шипящих и свистящих согласных, которое нередко встречается в причастных оборотах).
Пример неблагозвучия: «снижение опасности поражения насаждений пожарами».

5. Канцеляризмы

Это слова и выражения, которые обычно используются в официально-деловом стиле речи. В художественных произведениях, как правило, они не нужны (но бывают исключения!).
Примеры: «оказывать помощь» вместо «помогать», «производить ремонт», вместо «ремонтировать» и так далее.

Итак, мы рассмотрели шпаргалки для писателей.
Дополнительно рекомендую вам скачать мою бесплатную книгу, в которой содержатся различные «сайты-шпаргалки».
Книга называется: Список полезных ресурсов для писателей.

А теперь перейдём к писательским подсказкам в формате изображений!

 

ЛУЧШИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

Подсказки для писателей

1. Глобальные

 

Пафос литературного произведения:

Шпаргалки для писателей — Виды пафоса произведения

 

Создание собственной Вселенной:

Подсказки для писателей — Создание своей Вселенной

 

2. Описание персонажей

 

6 психотипов по Аристотелю:

Психотипы по Аристотелю

 

Анкета вашего героя:

Анкета персонажа

 

3. Список чувств и эмоций

 

Таблица чувств и эмоций:

Шпаргалки для писателей — Таблица чувств и эмоций человека

 

Типы эмоций:

Первичные и вторичные эмоции

 


Итак, теперь вы знаете, какие существуют шпаргалки для писателей.

Уверен, что информация из этой статьи оказалась для вас полезной! И она станет ещё полезнее, если будете пользоваться генераторами идей для сюжетов будущих произведений!

На этом всё!

Чтобы не потерять статью, сделайте репост в социальные сети.

И напишите в комментариях: какие ещё полезные подсказки для писателей вы знаете?

До новых встреч!

Частичное цитирование статей, размещённых на сайте, возможно только при указании активной индексируемой ссылки на источник.
Копирование запрещено!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Тест: Кто ты из писателей?


Тест: Кто ты из писателей?