Лучшие шпаргалки для писателей

Друзья, сегодня я решил перечислить лучшие подсказки и шпаргалки для писателей, которые облегчат творческий процесс и сэкономят вам немало времени.

Я решил разделить статью на 2 части:
В первой я указал шпаргалки в текстовом варианте и разбил их по пунктам для вашего удобства.
А во второй части я перечислил различные подсказки для писателей в формате изображений. При желании вы можете сохранить их на своё устройство.

А также дополнительно к этой записи рекомендую почитать мою статью: Как написать книгу: c чего начать, план.

Теперь давайте приступим!

ЛУЧШИЕ ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

Шпаргалки для писателей

Общая

Здесь я хочу дать схему, благодаря которой можно описать общие детали романа:

  • укажите, в каком мире происходят события (если это фэнтези) — какой там политический режим, как устроена экономика, какие города/страны есть в этом мире и так далее;
  • как измеряется время — разделяется ли оно на отрезки (дни, месяцы, годы);
  • какие расы/национальности обитают в этом мире, и каких религий они придерживаются;
  • какие профессии здесь популярны, и чем жители расплачиваются за товары/услуги (название валюты/бартер).

Глобальные детали можно перечислять до бесконечности, я лишь постарался выделить основные моменты, чтобы вы могли развивать идею дальше.

Личностная

  • имя/возраст/пол/раса/национальность/внешность каждого ключевого персонажа + особенности характера и основные моменты из биографии;
  • для эпизодических персонажей нужно указать хотя бы несколько важных фактов из биографии, и описать внешность;
  • какую роль выполняет каждый персонаж, и как это влияет на развитие сюжета;
  • прочие важные детали, связанные с героями произведения.

Сюжетная

  • Экспозиция (здесь автор «знакомит» читателя с персонажами, а также описывает время, место действия и прочие детали, чтобы подготовить читателя к дальнейшему развитию событий);
  • Предзнаменование (намёки на то, что обстановка скоро начнёт ухудшаться);
  • Завязка (событие, из-за которого обостряется, либо возникает конфликт);
  • Нарастание (развитие конфликта до достижения наивысшей точки напряжения);
  • Кульминация (переломный момент, когда возникает максимальное напряжение в произведении);
  • Развязка (заключительная часть, где происходит разрешение конфликта).

Последовательная

  • общее описание событий в произведении (хронологическое), и деление этих событий на главы;
  • деление глав на эпизоды (уже с более подробным описанием того, что будет там происходить + какие персонажи будут задействованы в том или ином эпизоде);
  • деление эпизодов на сцены, с подробным описанием всех событий, которые будут происходить + какие персонажи будут задействованы в той или иной сцене + прочие важные детали;
  • внесение корректировок (если надо).

 

Дополнительно: Способы повествования

В качестве бонуса я решил дать вам ещё две шпаргалки для писателей. Начнём с типов повествования в художественной литературе:

От первого лица:

Когда ведётся повествование от 1-го лица, то нужно, чтобы рассказчик параллельно являлся ещё и героем произведения. Таким образом повествователь и описывает сюжет, используя местоимение «я», либо «мы».

Зачастую писатели используют этот вид повествования, чтобы передать через персонажа собственные чувства, мысли и переживания. Сюжет обычно вращается вокруг автора-главного персонажа, позволяя читателям узнать, что творится в душе у героя.

Пример повествования от первого лица:

— Брагин, что тут происходит? — сказал мне подошедший глава нашей школы. — Ребята пристают к тебе?

«Что ему ответить? — подумал я. — Скажу правду, и меня все стукачом считать будут. А если совру, что всё нормально, то до самого окончания школы придётся терпеть эти издевательства. Ситуация в любом случае проигрышная!»

(из моего рассказа «Не такой»).

Многие начинающие писатели «творят» от первого лица. Казалось бы, что так намного проще, верно? Да вот не всегда — создать крупное произведение от 1-го лица достаточно сложно. А всё потому, что невозможно оказаться в том месте, где нет героя-рассказчика. Соответственно, он упустит все события, которые лично не застал.

Вот вам пример: рассказчица — мать. Её пятнадцатилетняя дочка пошла на вечеринку и познакомилась там с местным донжуаном. И если автору важно передать сцену знакомства для дальнейшего развития сюжета, то это будет проблематично, ведь мать не была на этой вечеринке. Конечно, есть решение: дочка может сама ей всё рассказать потом. Но, а что, если они в плохих отношениях? Как тогда «заставить» дочь этим поделиться?

В общем, начинающему автору придётся постараться. Но всё приходит с опытом. Двигаемся дальше.

От второго лица:

Редкий тип повествования. Автор использует местоимение «ты», обращаясь к главному персонажу. Это нужно для того, чтобы читатель мог максимально сопоставить себя с героем произведения.

Пример повествования от второго лица:

Как тебя сюда занесло? Приволок тебя сюда, в этот кабак, Тэд Аллагэш, твой друг, а сам потом смылся. Вот Тэд как раз из тех, кому в самый раз встречать рассвет в подобном месте. Быть может, он лучшая половина твоего «я», а может — худшая. Непонятно, одним словом, какая именно. Вот, например, вчера вечером тебе было совершенно ясно, что он твоя лучшая половина. Вы начали на Верхнем Ист-сайде (шампанское плюс неограниченные перспективы) и двинулись дальше, строго соблюдая главное правило Тэда Аллагэша: каждая остановка — выпивка.

(Джей МакИнерни: «Яркие огни, большой город»).

От третьего лица:

Этот способ повествования очень популярен, потому что даёт писателю «простор для разгула фантазии».

В данном случае автор обращается ко всем героям, используя местоимения «он», «она», «они». А роль рассказчика выполняет «невовлечённое существо», которое не является героем произведения.

Существует несколько видов повествования от 3-го лица: например, когда дополнительно описываются эмоции и мысли главного персонажа, либо, наоборот, — только слова и действия. А также невовлечённый рассказчик может иметь как ограниченные знания (которые он получает, например, находясь «рядом» с главным героем), так и наоборот, может быстро перемещаться в любое место и знать абсолютно всё (обо всех персонажах, событиях и т. д.).

Пример повествования от третьего лица:

— Сволочь, как ты мог?!

Таня размахнулась и изо всех сил ударила Колю рукой по голове. В её глазах читалась ненависть.

— Ты с ума сошла?! — вскрикнул Коля, прикрывая лицо.

— Ты ещё пожалеешь об этом, скотина!

— Хватит, Таня, мне же больно!

Таня резко опустила руки и замерла. Вся злость была выпущена, но чувство обиды до сих пор мучило её. Она присела на кровать и начала всхлипывать.

«И вот я снова осталась одна, — подумала Таня. — Опять я наткнулась на предателя».

(из моего рассказа «Отвергнутая»).

Итак, я перечислил основные типы повествования. Существуют и другие, более редкие случаи, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.

 

Дополнительно: Стилистика

В качестве ещё одной подсказки для писателей выступит этот подраздел о стилистике.

Когда мы создаём художественное произведение, мы всегда хотим, чтобы читатель «прочувствовал» всё то, что мы хотим ему показать — чтобы он увидел те образы, которые мы сами видим. Однако мы можем орудовать только словами, а не «живыми красками». К счастью, при умелом использовании, художественный стиль позволяет превратить слова в эти желанные образы.

Но зачастую начинающие писатели всё же допускают стилистические ошибки. Давайте разберём несколько примеров:

1. Речевые штампы (клише)

Штампы — это выражения, которые когда-то были яркими, но со временем превратились в избитые фразы.
Например: «подложить свинью», «вывести на чистую воду», «ни стыда ни совести» и так далее.

2. Плеоназмы

Плеоназм — это сочетание близких по значению слов, вызывающих смысловую избыточность.
Например: «ценные сокровища», «утренний рассвет», «памятный сувенир».

3. Тавтология

Тавтология — необоснованное повторение одних и тех же (либо однокоренных), или близких по смыслу слов. Проще говоря, это излишний плеоназм.
Например: «случился случай», «масло масляное», «спросить вопрос».

4. Неблагозвучие

Старайтесь избегать неблагозвучие — негармоничное сочетание звуков (например, сплетение шипящих и свистящих согласных, которое нередко встречается в причастных оборотах).
Пример неблагозвучия: «снижение опасности поражения насаждений пожарами».

5. Канцеляризмы

Это слова и выражения, которые обычно используются в официально-деловом стиле речи. В художественных произведениях, как правило, они не нужны (но бывают исключения!).
Примеры: «оказывать помощь» вместо «помогать», «производить ремонт», вместо «ремонтировать» и так далее.

Итак, мы рассмотрели шпаргалки для писателей.
Дополнительно рекомендую вам скачать мою бесплатную книгу, в которой содержатся различные «сайты-шпаргалки».
Книга называется: Список полезных ресурсов для писателей.

А теперь перейдём к писательским подсказкам в формате изображений!

 

ЛУЧШИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

Подсказки для писателей

1. Глобальные

 

Пафос литературного произведения:

Шпаргалки для писателей — Виды пафоса произведения

 

Создание собственной Вселенной:

Подсказки для писателей — Создание своей Вселенной

 

2. Описание персонажей

 

6 психотипов по Аристотелю:

Психотипы по Аристотелю

 

Анкета вашего героя:

Анкета персонажа

 

3. Список чувств и эмоций

 

Таблица чувств и эмоций:

Шпаргалки для писателей — Таблица чувств и эмоций человека

 

Типы эмоций:

Первичные и вторичные эмоции

 


Итак, теперь вы знаете, какие существуют шпаргалки для писателей.

Уверен, что информация из этой статьи оказалась для вас полезной! И она станет ещё полезнее, если будете пользоваться генераторами идей для сюжетов будущих произведений!

На этом всё!

Чтобы не потерять статью, сделайте репост в социальные сети.

И напишите в комментариях: какие ещё полезные подсказки для писателей вы знаете?

До новых встреч!


Понравилось? Сделайте репост!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Тест на писательские способности


Георгий Кесов
Тест на писательские способности