Здравствуйте, друзья, на связи Георгий Кесов. Сегодня я решил перечислить лучшие подсказки и шпаргалки для писателей, которые облегчат творческий процесс и сэкономят вам немало времени.
Я решил разделить статью на 2 части:
В первой я указал шпаргалки в текстовом варианте и разбил их по пунктам для вашего удобства.
А во второй части я перечислил различные подсказки для писателей в формате изображений. При желании вы можете сохранить их на своё устройство.
А также дополнительно к этой записи рекомендую почитать мою статью: Как написать книгу: c чего начать, план.
Теперь давайте приступим!
ЛУЧШИЕ ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
Общая
Здесь я хочу дать схему, благодаря которой можно описать общие детали романа:
- укажите, в каком мире происходят события (если это фэнтези) — какой там политический режим, как устроена экономика, какие города/страны есть в этом мире и так далее;
- как измеряется время — разделяется ли оно на отрезки (дни, месяцы, годы);
- какие расы/национальности обитают в этом мире, и каких религий они придерживаются;
- какие профессии здесь популярны, и чем жители расплачиваются за товары/услуги (название валюты/бартер).
Глобальные детали можно перечислять до бесконечности, я лишь постарался выделить основные моменты, чтобы вы могли развивать идею дальше.
Личностная
- имя/возраст/пол/раса/национальность/внешность каждого ключевого персонажа + особенности характера и основные моменты из биографии;
- для эпизодических персонажей нужно указать хотя бы несколько важных фактов из биографии, и описать внешность;
- какую роль выполняет каждый персонаж, и как это влияет на развитие сюжета;
- прочие важные детали, связанные с героями произведения.
Сюжетная
- Экспозиция (здесь автор «знакомит» читателя с персонажами, а также описывает время, место действия и прочие детали, чтобы подготовить читателя к дальнейшему развитию событий);
- Предзнаменование (намёки на то, что обстановка скоро начнёт ухудшаться);
- Завязка (событие, из-за которого обостряется, либо возникает конфликт);
- Нарастание (развитие конфликта до достижения наивысшей точки напряжения);
- Кульминация (переломный момент, когда возникает максимальное напряжение в произведении);
- Развязка (заключительная часть, где происходит разрешение конфликта).
Последовательная
- общее описание событий в произведении (хронологическое), и деление этих событий на главы;
- деление глав на эпизоды (уже с более подробным описанием того, что будет там происходить + какие персонажи будут задействованы в том или ином эпизоде);
- деление эпизодов на сцены, с подробным описанием всех событий, которые будут происходить + какие персонажи будут задействованы в той или иной сцене + прочие важные детали;
- внесение корректировок (если надо).
Дополнительно: Способы повествования
В качестве бонуса я решил дать вам ещё две шпаргалки для писателей. Начнём с типов повествования в художественной литературе:
От первого лица:
Когда ведётся повествование от 1-го лица, то нужно, чтобы рассказчик параллельно являлся ещё и героем произведения. Таким образом повествователь и описывает сюжет, используя местоимение «я», либо «мы».
Зачастую писатели используют этот вид повествования, чтобы передать через персонажа собственные чувства, мысли и переживания. Сюжет обычно вращается вокруг автора-главного персонажа, позволяя читателям узнать, что творится в душе у героя.
Пример повествования от первого лица:
— Брагин, что тут происходит? — сказал мне подошедший глава нашей школы. — Ребята пристают к тебе?
«Что ему ответить? — подумал я. — Скажу правду, и меня все стукачом считать будут. А если совру, что всё нормально, то до самого окончания школы придётся терпеть эти издевательства. Ситуация в любом случае проигрышная!»
(из моего рассказа «Не такой»).
Многие начинающие писатели «творят» от первого лица. Казалось бы, что так намного проще, верно? Да вот не всегда — создать крупное произведение от 1-го лица достаточно сложно. А всё потому, что невозможно оказаться в том месте, где нет героя-рассказчика. Соответственно, он упустит все события, которые лично не застал.
Вот вам пример: рассказчица — мать. Её пятнадцатилетняя дочка пошла на вечеринку и познакомилась там с местным донжуаном. И если автору важно передать сцену знакомства для дальнейшего развития сюжета, то это будет проблематично, ведь мать не была на этой вечеринке. Конечно, есть решение: дочка может сама ей всё рассказать потом. Но, а что, если они в плохих отношениях? Как тогда «заставить» дочь этим поделиться?
В общем, начинающему автору придётся постараться. Но всё приходит с опытом. Двигаемся дальше.
От второго лица:
Редкий тип повествования. Автор использует местоимение «ты», обращаясь к главному персонажу. Это нужно для того, чтобы читатель мог максимально сопоставить себя с героем произведения.
Пример повествования от второго лица:
Как тебя сюда занесло? Приволок тебя сюда, в этот кабак, Тэд Аллагэш, твой друг, а сам потом смылся. Вот Тэд как раз из тех, кому в самый раз встречать рассвет в подобном месте. Быть может, он лучшая половина твоего «я», а может — худшая. Непонятно, одним словом, какая именно. Вот, например, вчера вечером тебе было совершенно ясно, что он твоя лучшая половина. Вы начали на Верхнем Ист-сайде (шампанское плюс неограниченные перспективы) и двинулись дальше, строго соблюдая главное правило Тэда Аллагэша: каждая остановка — выпивка.
(Джей МакИнерни: «Яркие огни, большой город»).
От третьего лица:
Этот способ повествования очень популярен, потому что даёт писателю «простор для разгула фантазии».
В данном случае автор обращается ко всем героям, используя местоимения «он», «она», «они». А роль рассказчика выполняет «невовлечённое существо», которое не является героем произведения.
Существует несколько видов повествования от 3-го лица: например, когда дополнительно описываются эмоции и мысли главного персонажа, либо, наоборот, — только слова и действия. А также невовлечённый рассказчик может иметь как ограниченные знания (которые он получает, например, находясь «рядом» с главным героем), так и наоборот, может быстро перемещаться в любое место и знать абсолютно всё (обо всех персонажах, событиях и т. д.).
Пример повествования от третьего лица:
— Сволочь, как ты мог?!
Таня размахнулась и изо всех сил ударила Колю рукой по голове. В её глазах читалась ненависть.
— Ты с ума сошла?! — вскрикнул Коля, прикрывая лицо.
— Ты ещё пожалеешь об этом, скотина!
— Хватит, Таня, мне же больно!
Таня резко опустила руки и замерла. Вся злость была выпущена, но чувство обиды до сих пор мучило её. Она присела на кровать и начала всхлипывать.
«И вот я снова осталась одна, — подумала Таня. — Опять я наткнулась на предателя».
(из моего рассказа «Отвергнутая»).
Итак, я перечислил основные типы повествования. Существуют и другие, более редкие случаи, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Дополнительно: Стилистика
В качестве ещё одной подсказки для писателей выступит этот подраздел о стилистике.
Когда мы создаём художественное произведение, мы всегда хотим, чтобы читатель «прочувствовал» всё то, что мы хотим ему показать — чтобы он увидел те образы, которые мы сами видим. Однако мы можем орудовать только словами, а не «живыми красками». К счастью, при умелом использовании, художественный стиль позволяет превратить слова в эти желанные образы.
Но зачастую начинающие писатели всё же допускают стилистические ошибки. Давайте разберём несколько примеров:
1. Речевые штампы (клише)
Штампы — это выражения, которые когда-то были яркими, но со временем превратились в избитые фразы.
Например: «подложить свинью», «вывести на чистую воду», «ни стыда ни совести» и так далее.
2. Плеоназмы
Плеоназм — это сочетание близких по значению слов, вызывающих смысловую избыточность.
Например: «ценные сокровища», «утренний рассвет», «памятный сувенир».
3. Тавтология
Тавтология — необоснованное повторение одних и тех же (либо однокоренных), или близких по смыслу слов. Проще говоря, это излишний плеоназм.
Например: «случился случай», «масло масляное», «спросить вопрос».
4. Неблагозвучие
Старайтесь избегать неблагозвучие — негармоничное сочетание звуков (например, сплетение шипящих и свистящих согласных, которое нередко встречается в причастных оборотах).
Пример неблагозвучия: «снижение опасности поражения насаждений пожарами».
5. Канцеляризмы
Это слова и выражения, которые обычно используются в официально-деловом стиле речи. В художественных произведениях, как правило, они не нужны (но бывают исключения!).
Примеры: «оказывать помощь» вместо «помогать», «производить ремонт», вместо «ремонтировать» и так далее.
Итак, мы рассмотрели шпаргалки для писателей.
Дополнительно рекомендую вам скачать мою бесплатную книгу, в которой содержатся различные «сайты-шпаргалки».
Книга называется: Список полезных ресурсов для писателей.
А теперь перейдём к писательским подсказкам в формате изображений!
ЛУЧШИЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
1. Глобальные
Пафос литературного произведения:
Создание собственной Вселенной:
2. Описание персонажей
6 психотипов по Аристотелю:
Анкета вашего героя:
3. Список чувств и эмоций
Таблица чувств и эмоций:
Типы эмоций:
Итак, теперь вы знаете, какие существуют шпаргалки для писателей.
Уверен, что информация из этой статьи оказалась для вас полезной! И она станет ещё полезнее, если будете пользоваться генераторами идей для сюжетов будущих произведений!
На этом всё, с вами был Георгий Кесов!
Чтобы не потерять статью, сделайте репост в социальные сети.
И напишите в комментариях: какие ещё полезные подсказки для писателей вы знаете?
До новых встреч!
Понравилось? Сохраните себе!
- Как найти фильм не зная названия по описанию и сюжету - 16.01.2021
- Как найти вдохновение для написания книги - 06.01.2021
- Ошибки начинающих писателей: Топ-23 - 04.01.2021